Многие имеют загородные коттеджи или частные дома в пределах населенных пунктов: кто-то в них живет; кто-то получил недвижимость в наследство. Рано или поздно вопрос продажи поднимается, и главная задача — как правильно и выгодно продать такое жилье? Вариантов продажи несколько, и каждый из них имеет свои особенности. Продажа дома: самостоятельно или с посредником Вариантов поиска покупателя несколько: проявляем инициативу и самостоятельность, параллельно экономя (с точки зрения дилетанта) деньги; обращаемся в агентство недвижимости (риэлторы за определенный процент умеют продавать недвижимость любого назначения).

Вариант первый — продаем дом самостоятельно

К чему нужно быть готовым: К составлению объявлений о продаже: правильная, емкая и максимальная подача информации — мотивация для покупателя заинтересоваться именно вашим объектом. К поиску наиболее популярных ресурсов, где следует размещать объявления о продаже: доски объявлений, печатные и электронные СМИ, специализированные интернет-площадки представлены сегодня сотнями вариантов, но их посещаемость и привлекательность разная.

К огромному интересу (звонкам и просмотрам) в первых 2–3 недели, и снижению активности потенциальных покупателей уже через 1,5 месяца.

К недостатку собственных знаний в правильном позиционировании своего объекта, в порядке оформления и подготовке документов и самой сделки по продаже дома. И само главное — не всегда продавец готов к наиболее типичным возражениям покупателя — к высокой стоимости объекта (неумение обосновать цену), к выявленным при осмотре недостаткам дома или объекта: психологически мы не всегда можем противостоять напору покупателя, и договориться об условиях продажи.

Порой стремление купить ваш дом покупатель воспринимает как пустые придирки, и теряется: тот, кто хотел купить объект, или уходит, или «сбивает» цену, пользуясь замешательством продавца.

Второй вариант — продать частный дом при помощи агентства недвижимости

Если учесть, что комиссионные за свои услуги специалисты по недвижимости берут не просто так, а за определенный вид работ (перечень всегда отображается в договоре между продавцом и агентством), этот вариант для продавцов с опытом является более предпочтительным: Агентство занимается вопросами рекламы (составление эффективных объявлений, их размещение на популярных сервисах, целевые рассылки партнерам по рынку).

Регулируют поток потенциальных покупателей: вам не нужно каждые два часа отпрашиваться с работы для показа дома, или показывать дом в неудобное для вас время — просмотры устраиваются в соответствии с вашим графиком работы (жизни). Вам помогают подготовить документы для продажи: не всегда документы могут соответствовать требованиям законодательства; вам не нужно самому бегать по разным инстанциям за справками и тратить время — это поручается помощникам, которые включили все расходы и заботы в свои комиссионные.

Агенты по недвижимости подскажут о недостатках, которые можно устранить для придания объекту более «товарного» вида — иногда мы их просто не замечаем, но они бросаются в глаза покупателю, и влияют на снижение стоимости объекта. Более того, процесс продажи ускоряется, если вы пользуетесь услугами таких агентств: если вам нужен только покупатель, то у риэлторов есть и клиенты-покупатели на дома.

Готовим дом к продаже: что нужно учесть

Если вам уже доводилось покупать недвижимость, вспоминайте — на что обращали внимание как покупатель: это поможет уйти от лишних вопросов — явных и немых — при продаже собственного дома. Что имеет значение при принятии покупателем решения (с учетом, что его устраивает район будущего проживания)?

Внешний вид объекта. Если к дому прилагается участок, он не должен иметь вид заброшенности и запустения, места складирования ненужных стройматериалов или мусора. Скосить и убрать траву, выбросить ненужные кустарники (проредить заросли), почистить деревья от сухих веток не сложно, и времени много не отнимет (финансов — тоже), но послужит поводом для создания положительного имиджа и объекта, и продавца. Не стоит оставлять на фундаменте и отмостке нехарактерную растительность (траву, мох) — наталкивает на мысль, что дом находится в плачевном состоянии. Если входная дверь и окна находятся не в лучшем виде — отремонтируйте или замените. Не стоит демонстрировать потеки на стенах (реплика «это старое, крышу давно отремонтировали»), неисправные краны, перегоревшие лампочки или трещины — все это только оттолкнет покупателя. Неприемлемы запахи сырости и затхлости, плесень или паутина («мы ничего не скрываем от покупателя» — аргумент против нерадивого хозяина и самого дома). Легкий косметический ремонт — это небольшое вложение денег ради большого финансового результата. Не стоит навязывать покупателю бытовую технику и мебель, которые присутствуют в доме: у вас не аукцион, не распродажа, не комиссионный магазин — если они представляют интерес, покупатель сам поинтересуется возможностью приобретения предметов интерьера и обстановки.

Большая ошибка делать акцент и на уникальном паркете или столярных изделиях (дверях, окнах) из редких пород дерева — можете получить ответ в духе «можете демонтировать и забрать с собой — мне они не нужны». Хозяйственным помещениям — ванной, туалету, кухне — покупатели уделяют не меньше внимания, чем спальне или кабинету: освежите швы между плитками, повесьте красивые полотенца, шторы, приведите в порядок бытовые приборы и освещение — это влияет на принятие решения, особенно в случае, когда решающее слово за женой покупателя. Рекомендуется продавать недвижимость, в которой присутствует минимум мебели (в идеале — без мебели вообще): помещения кажутся более просторными, покупатель визуально может оценить свободную площадь и возможность расстановки своей мебели.

Подготовка документов

Если вы продаете дом, поручив поиск покупателей агентству недвижимости, вам проще: при возникновении вопросов и уточнений по документам можно поручить переговоры с покупателем риелтору. Каким бы уникальным и подготовленным к продаже не был бы дом, отсутствие документов на недвижимость (дом и земельный участок) делает сделку невозможной.